image description
Остров Лансароте от Сезара Манрике, Испасния

Благодаря усилиям Сезара Манрике на острове Лансароте практически все подчинено единой архитектурной идее, идее единения с природой. Во всем, что здесь можно увидеть присутствует почерк этого испанского новатора и экспериментатора, художника и архитектора. Различные скульптуры, ландшафтные дизайнерские решения, оборудованные смотровые площадки и, конечно, «построенные» внутри вулканической лавы дома. Даже логотип острова, придуманный художником, свидетельствует о комплексном подходе к делу популяризации данного места. Теперь Лансароте, в отличие от соседних Тенерифе, Гран Канарья, имеет свой индивидуальный узнаваемый стиль. 

Свое творчество Сезар Манрике сам определял как total art и работал под девизом «Art/Nature – Nature/Art».  Этот же девиз определил деятельность фонда его имени (он объединил в нем своих единомышленников и деятелей искусства), который теперь располагается в том самом доме, где некогда жил сам художник. Фундация Сезара Манрике (Fundacion Cesar Manrique) хранит и экспонирует его работы, а также произведения из его частной коллекции, в которую вошли бесценные полотна Пикассо, Миро, Клее, Чиллида и других известных художников.

Есть на Лансароте винодельческий район Ла Херия (La Geria). Он стал всемирно известен как «Архитектура без архитекторов» с тех пор, как его модель была выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Во время извержения вулкана в XVIII веке вся поверхность района была покрыта пиконом – вулканическим песком. Крестьяне вырыли в пиконе круглые кратеры и обнесли их полукруглыми каменными стенами для защиты от ветра. Так, несмотря на отсутствие осадков, можно обходиться без орошения: пикон втягивает в себя ночную влагу и питает лежащую под ним почву, а днем защищает ее от высыхания.

В заброшенный карьер среди кактусовых полей Манрике перенес идею японских садов и создал там Парк кактусов. А на скале высотой 479 метров над уровнем моря, с одним из лучших видов на Лансароте, он нашел место для смотровой площадки или так называемой башни Мирадор дель Рио (Mirador del Río). Ее возвели в 1973 году и по сей день она является одной из самых интересных архитектурных конструкций XX века. Данное сооружение также стало, пожалуй, важным архитектоническим достижением Цезаря Манрике, поскольку в нем удачным образом сочетаются художественные и архитектонические дизайнерские находки. Башня Mirador del Río являет собой удачный пример интеграции искусства с природой, так как покоится она не на обычном фундаменте, а на двух встроенных в скалу гигантских куполах, не видимых на первый взгляд. А бывшая свалка мусора превратилась в красивейшее место острова – пещеру Хамеос дель Агуа (Jameos del Agua) с террасами, нависающими над подземным зеленым озером и концертным залом, интерьер для которого создала сама природа.

Вот так один человек своей работой и жизнью оказался способен сохранить дух целого острова, обеспечив ему правильное понимание туристов со всего мира и их же непрекращающийся поток.

http://www.cesarmanrique.com